Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.Письмо
Приказ о назначении ответственных за формирование функциональной грамотности по направлениям
План по функциональной грамотности 2024-2025 учебный год Смотреть
Планы работы методических объединений педагогов в части формирования функциональной грамотности
Наличие изменений в учебных программах по предметам, предполагающих организацию деятельности по формированию функциональной грамотности детей
В МБОУСОШ № 7, преподавателями школы, постоянно ведутся уроки с применением элементов функциональной и финансовой грамотности. Внесены корректировки в учебные планы сетевого города (элементы функциональной грамотности) для формирования функциональной грамотности обучающихся. В ОУ ведется курс "Основы читательской грамотности" 5 класс и курс "Естественно-научной намотности" с 7 по 8 классы.
Мониторинг функциональной грамотности (октябрь 2024-2025 уч.г.)
База данных о прохождении обучающимися 6, 8 и 9 классов оценки функциональной грамотности на портале Российской электронной школы размещена в АИС «Сетевой город. Образование»
Протоколы результатов оценки функциональной грамотности на портале Российской электронной школы обучающихся 6, 8 и 9 классов размещены в АИС «Сетевой город. Образование»
Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности
Просвещение. Банк заданий по функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru
Руководство пользователя с инструкцией для получения доступа к банку заданий
Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) // fipi.ru
Материалы для оценки функциональной грамотности школьников
Разработчик | Класс | Материалы |
---|---|---|
Читательская грамотность |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО |
Уровень ООО | Основные подходы к оценке учеников основной школы |
5-й | ||
7-й | ||
Банк заданий ИНСТРАО | 5-й | |
6-й | ||
7-й | ||
8-й | ||
9-й | ||
PISA-2019, открытые задания | 15-летние школьники | Задания |
Математическая грамотность |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО | Уровень ООО | Основные подходы к оценке учеников основной школы |
5-й | ||
7-й | ||
Банк заданий ИНСТРАО | 5-й | |
6-й | ||
7-й | ||
8-й | ||
9-й | ||
Естественнонаучная грамотность |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО | Уровень ООО | Основные подходы к оценке учеников основной школы |
5-й | ||
7-й | ||
Банк заданий ИНСТРАО | 5-й | |
6-й | ||
7-й | ||
8-й | ||
9-й | ||
PISA-2015, открытые задания | 15-летние школьники | Задания |
Открытый банк заданий ФИПИ | 7-й | |
8-й | ||
9-й | ||
Финансовая грамотность |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО | Уровень ООО | Основные подходы к оценке учеников основной школы |
5-й | ||
7-й | ||
Банк заданий ИНСТРАО | 5-й | |
6-й | ||
7-й | ||
8-й | ||
9-й | ||
PISA-2012, открытые задания | 15-летние школьники | Задания |
Глобальные компетенции |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО | Уровень ООО | Основные подходы к оценке учеников основной школы |
5-й | ||
7-й | ||
Банк заданий ИНСТРАО | 5-й | |
6-й | ||
7-й | ||
8-й | ||
9-й | ||
PISA-2018, открытые задания | 15-летние | Задания |
Креативное мышление |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО | Уровень ООО | Основные подходы к оценке учеников основной школы |
5-й | ||
7-й | ||
Банк заданий ИНСТРАО | 5-й | |
6-й | ||
7-й | ||
8-й | ||
9-й |